Занятия плаванием помогают обогатить двигательные навыки детей, одновременно решая вопросы закаливания.
В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется всестороннему развитию детей. Для этого созданы все необходимые условия, есть плавательный бассейн, что помогает многим детям общаться с водой, получать навыки безбоязненного общения с ней, получать первоначальные навыки плавания. Далеко не все из тех, кто посещают наши бассейны, станут чемпионами, да и вообще спортсменами - пловцами, но навыки, приобретенные в детстве, сохраняются на всю жизнь. Есть дети, которые по тем или иным причинам боятся воды: погружения лица в воду, попадания воды в лицо, принятия без опорного положения в воде. Такие дети чаще всего избегают занятий по плаванию, придумывают различные причины и поводы, чтобы не ходить на занятия. Что делать с таким детьми в бассейне детского сада? Может быть, не обращать на них, внимание?: Не хотят – пусть не ходят? А может построить занятия таким образом, чтобы и эти дети стремились в бассейн?
Я решила, что бассейн детского сада как раз и есть то место, где необходимо создать условия для привлечения к занятиям всех детей. Медленно, постепенно, но каждый ребенок способен получить определенное количество необходимых навыков и в тоже время получить закаливающие мероприятия. Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста по- разному ставит задачи по обучению плаванию.
Многие считают, что основная задача – научить плавать, и используют спортивные подходы к занятиям с дошкольниками, проводят настоящие тренировки. На мой взгляд, такой метод подходит не всем детям.
Мне кажется, что в основу занятий в бассейне необходимо взять игровой метод. В игре ребенок познает мир, малыш отвлекается от процесса обучения, он включается в игру и вместе с персонажами игр и игрушками осваивает водное пространство, преодолевая психологические проблемы и страхи. В коллективе детей многие задачи решать проще: каждый ребенок стремится показать что – то свое; показать, чему научился именно он. Игра, игровая ситуация помогают обыгрывать каждую удачу или неудачу таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя все более и более уверенно от занятия к занятию.
Программа детского сада – это комплексная программа. Воспитательно – образовательный процесс в дошкольном учреждении построен таким образом, чтобы дошкольники получили как можно больше жизненно необходимых навыков и знаний. Все педагоги работают в тесном сотрудничестве, в том числе и педагог по плаванию. Мною разработаны интегрированные занятия:
плавание и математика, находясь в воде, дети с особым интересом достают со дна геометрические фигуры, нужные цифры ориентируются в пространстве, стараются больше поймать рыбки, играя в игру.
Плавание и рисование, занятия на развития воображения, мышления, памяти. Дети, находясь в акватории бассейна, представляют, что перед ними большой альбомный лист, и они рисуют по замыслу: в верхнем правом углу солнце, внизу море по волнам плывет кораблик.
Плавание и логопедия дети, играя в игру «Оса», проговаривают звуки выполняют пальчиковую гимнастику в воде, используют художественное слово (загадки, педагог загадывает загадки, а отгадки дети показывают, выполняя упражнения на всплывание. Перед подвижной игрой, чтобы выбрать водящего дети используют считалки проговаривают их. Включая в работу элементы сенсорного развития, литературные тексты и стихи, задания на счет и ориентировку в пространстве, я обобщаю свои занятия и порою сложные на первый взгляд задания превращаю в интересную игру: надо не просто проплыть определенное количество метров, а помочь потерявшимся зверушкам добраться до дома; а с другим заданием могут справиться только «Дельфинчики»; а как интересно путешествие на северный или Южный полюс, где живет много водоплавающих животных. Как много еще интересного и познавательного можно узнать на занятиях в бассейне, да еще и научиться плавать.
Не маловажную роль в организации занятий играет работа с родителями.
Мне часто приходится отслеживать причины, по которым ребенок не хочет ходить в бассейн и соответственно проводить разъяснительную работу с родителями, убеждать их в таких занятиях, приглашать их на занятия по плаванию. В то же время необходимо вовремя поддержать и похвалить малыша, может быть даже авансом, повысить уверенность ребенка в своих действиях.
Мне кажется, что педагог по плаванию детского сада, может считать, что он добился успеха, ни тогда, когда несколько его воспитанников заняли места на каких либо соревнованиях, а тогда, когда практически все выпускники детского сада на том или ином уровне осваивают водное пространство и с удовольствием посещают занятия. Конечно, приятно, когда часть этих детей показывают хорошие результаты и хорошие навыки плавания, но большее удовлетворение я получаю тогда, когда начинают плыть именно те детки, которые изначально воды боялись и не хотели ходить в бассейн.
Научиться плавать – большое счастье, но и большой труд. Так пусть игра поможет сделать этот труд легче и приятней. Пусть все дети стремятся в бассейн, а родители им помогут. крепкого всем здоровья!!!
Мы очень рады, что ходим в этот замечательный детский сад, спасибо огромное Татьяне Геннадьевне, мой ребенок с удовольствием ходит в бассейн! Хотя очень боялся воды.
ОтветитьУдалить